Организация выставочной деятельности в МКОУ ДОД "ЦДТ"г.Трехгорного

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»








Статья
«Выставочная деятельность Центра детского
творчества как средство эстетического воспитания учащихся города»


                    Выполнила   Петухова Любовь Алексеевна
 педагог-организатор











Трехгорный
2014
 
                  С  изменением  политики  государства  в  области  образования   и его    ориентацией,  с  одной  стороны,  на  модернизацию  содержания  образования,  с  другой  на  сохранение,  распространение  и  развитие  национальной  культуры, воспитание  бережного  отношения  к  традициям,  культурному  наследию  народа.  Эти  изменения  нашли  свое  отражение  в  Законе  РФ  «Об образовании»' и  Национальной  доктрине  образования.  Это  указывает  на  то,  что  в  период модернизации  «необходимо  сохранить  историческую  преемственность народных  традиций  поколений;  формировать  у детей  и  молодежи  целостное миропонимание  и  современное  научное  мировоззрение,  воспитывать  в  духе высокой  нравственности,  активной  жизненной  позиции,  формировать успешную  социализацию  ребенка».
               Как  известно,  социализация  ребенка  протекает  во  взаимодействии  его  с окружающими людьми,  в  процессе  которого  происходит  усвоение  социального опыта  в  виде  знаний,  норм  поведения,  ценностей  народа.  Все  это обеспечивает успешную адаптацию в социуме. В науке активность в целом определяется как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.

                    В сложных социально-экономических условиях особая роль в системе Российского образования принадлежит учреждениям дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение, и творческое развитие личности ребенка. Она предусматривает разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, творческого потенциала, самореализации личности. Личность ребенка становится центральной фигурой образовательного и воспитательного процесса. Воспитание активной и всесторонне развитой личности - процесс сложный и многогранный. Поэтому современным проблемам и тенденциям нравственно-эстетического воспитания уделяется большое внимание.
                        В дополнительном образовании, где воспитание и личностное развитие превалирует над образованием, где все искусства служат в достаточной мере развитию эмоционально-волевой, чувственной сферы, и все направлены, прежде всего, на расширение кругозора обучающихся, являясь помощником в решении личностных проблем, гармонизации отношений в системе личность-общество. Одной из целей дополнительного образования является развитие мотивации детей к  познанию и творчеству.
                          Именно система дополнительного образования в современных условиях способна предложить широкий спектр образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого, духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Она выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Но у образовательного учреждения любого типа нет и не может быть функции важнее, чем воспитательная. Воспитание является важнейшей стратегической задачей в
системе образования. Истинно образованный человек должен быть и культурным. Воспитание активной и всесторонне развитой личности - процесс сложный и многогранный. Приоритетным направлением и составляющей частью воспитательного процесса, наряду с другими, является система непрерывного художественно - эстетического образования, общение и взаимодействие детей и взрослых.
                              Широкие возможности дополнительного образования позволяют воспитанникам знакомиться с самыми разными направлениями деятельности человека. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство - одно из направлений, имеющее большое значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Вот почему художественно-эстетическое непрерывное образование крайне важно для человека на протяжении всей его жизни, а особенно в детстве.
                             В настоящее время в дополнительном образовании одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественно-эстетическое образование. 'Это направление, наряду с другими, является одним из приоритетных и в нашем Центре детского творчества.
                               Центр детского творчества как учреждение дополнительного образования располагает большими возможностями в эстетическом воспитании подрастающего поколения, формирует художественные вкусы детей, развивает их творческие способности.
                              В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования для детей «Центр детского творчества» вот уже много лет работает выставочный зал.
                              Выставочная деятельность - это форма развития творческой активности детей. Ведь именно в детстве, только раз в жизни, каждому человеку дается уникальная возможность  быть творцом в области искусства.
                              Интересная выставка - всегда событие в культурной жизни. Просветительная работа на выставках способствует эстетическому воспитанию детей, совершенствованию сферы их чувств и эмоций, которые нуждаются в развитии в такой же мере, как и логическое мышление. Приподнятая атмосфера праздника, царящая на выставке, особенно характерна для детских выставок, на которых царит атмосфера сказки, праздника, мира, добра и радости. Детские работы восхищают богатством фантазии, тонкими и неожиданными сочетаниями цветов, выразительностью пластики. А самое высокое творчество предполагает раскрытие и реализацию каждым ребенком своих потенциальных возможностей.
                                  Выставочная деятельность является важным средством формирования духовно - нравственных основ личности детей и подростков и повышения их познавательных качеств. При работе с детьми, в ходе проведения экскурсий и бесед с ними по темам выставок, проводится целеустремленное и систематическое развитие чувств и творческих способностей, умножающих возможности и способность детей наслаждаться красотой и формируется желание создавать ее, формируются эстетические чувства, которые являются основой доброты, основой нравственности личности ребенка. От формирования эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка. Необходимо научить ребенка правильному восприятию представленных творческих работ путем его непосредственного общения с прекрасными выставочными экспозициями.Красота воспринимается  ребенком как единство формы и содержания.Эстетическим образом творческая работа воспринимается, когда она представляется эмоционально окрашенной, когда формируется определенное отношение к ней.
 Обсуждая увиденное, в ходе общения с детьми, постоянно присутствует чувство радости, светлого душевного волнения, возникающего от встречи с прекрасным. В работе постоянно, от экспозиции к экспозиции, у детей формируются положительные эмоции: чувства восторга, радости, восхищения, любви, спокойствия, вырабатывается правильное восприятие красоты и формируется эмоциональный отклик на нее при общении с творческими работами детей.
                    Часто воспитанники видят свои работы на той или иной выставке. Просмотр своих работ очень важен для развития детского творчества. Он ценен, прежде всего, тем, что дети видят результаты своей деятельности. Собранные вместе рисунки, аппликации, игрушки и другие поделки выглядят эффектно, красиво. Это вызывает радость, создает хорошее настроение. Очень важно, чтобы дети могли полюбоваться созданными ими творческими работами, порадоваться общему результату. Дети обычно видят их среди других и оценивают, сравнивая с тем, что сделали друзья. Они с удовольствием и гордостью рассматривают свои работы, говорят о них, рассказывают  как они их выполняли.
                      Каждый человек по натуре своей художник: он всюду, так или иначе, стремится  вносить в свою жизнь красоту. Эта способность человека развивается в процессе эстетического воспитания, которое содействует всестороннему развитию личности, облагораживает человека. Выставочная работа формирует систему художественных представлений и взглядов и помогает вырабатывать критерии оценки эстетических ценностей. Проводимая в нашем Центре выставочная работа, способствует формированию у детей художественного вкуса, а тематические выставки определенных морально-этических качеств.
                       Нельзя рассматривать выставочную работу Центра в отрыве от формирования эстетических качеств ребенка, стремления, готовности и умения вносить элементы прекрасного в свою жизнь, а также стремления посильно проявлять себя в творчестве. Вся работа выставочного зала направлена на развитие интереса детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством и побуждению детей к самостоятельной творческой деятельности. В ходе проведения экскурсионной работы постоянно идет развитие творческой фантазии, творческой активности детей, развивается их желание участвовать в городских выставках декоративно-прикладного творчества. Это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства.
                          Посещая выставочный зал, где им предлагаются разнообразные экспозиции детских и взрослых творческих работ, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, знакомятся с разными видами художественной и декоративно-прикладной творческой деятельности. Это вызывает чувство удовольствия, заинтересованности, радостные переживания, воспитывается сознательное восприятие прекрасного.
                           Выставки творческих работ активно воспринимаются детьми только тогда, когда они мысленно учатся видеть все, что отображается в работах, переносятся силой своего воображения в мир, облеченный в образы. Многообразная и интересная деятельность детей в процессе подготовки  направлена на приобретение многих умений и навыков и дает направленный выход активности детей, приобретению навыков, связанных с декоративно-прикладным творчеством: умению вышивать, шить, выжигать, выпиливать, изготавливать игрушки и формируется желание активно участвовать в выставках детских творческих работ.
                           Главной целыо работы выставочного зала - является создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Основные задачи:
        повышать познавательный и культурный уровень детей;
        знакомить с жанрами народного творчества;
        формировать и развивать интерес к творческой деятельности;
        формировать духовно-нравственные основы личности ребенка;

          развивать творческое воображение и фантазию, для восприятия более

совершенных форм мира;
        воспитывать художественный и эстетический вкус;
        выявлять одаренных детей;

        пропагандировать лучшие достижения художественного и  народного

декоративно-прикладного творчества среди воспитанников ДОУ, учащихся школ и других образовательных учреждений, взрослого населения города;

       организовывать сотрудничество с лучшими творческими коллективами

города и мастерами декоративно-прикладного творчества.
                     Таким образом, выставочная работа в Центре детского творчества решает целый комплекс воспитательно-образовательных и развивающих задач.
                     Специфика работы выставочного зала направлена на демонстрацию разнообразных видов творческой деятельности детей и взрослых: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), чеканка, художественная обработка камня, художественная фотография, художественное вязание, вышивка, художественное вязание крючком, оригами, изготовление мягкой игрушки, вышивка бисером, конструирование и моделирование одежды, художественная обработка и гравировка кожи, бисероплетение, плетение из соломки, фриволите, роспись по дереву, деревянная скульптура, папье-маше, изготовление кукол, роспись по металлу, маркетри и другие.
                      Многогранным и неисчерпаемым средством воспитания и образования является искусство. Искусство это своеобразная форма отражения и познания мира и оно формирует в человеке эстетическое отношение к жизни. Это важнейший фактор целенаправленного воздействия на личность. Оно воспитывает любовь к Родине. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: живопись, мелкая пластика, практически все виды народного декоративно-прикладного искусства. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. Декоративно-прикладное искусство (от латинского «украшаю»), наряду с изобразительным искусством является важной частью пластических искусств. Оно вносит эстетическое начало окружающую человека материальную предметно - пространственную среду.
                        Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - народное. Это находит отражение и в характере изделий, и в элементах узоров, украшающих эти вещи, в их колорите. Оно формирует у детей богатые зрительные образы. Народное декоративно - прикладное искусство, как одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие человека. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.
                         Велика роль учреждений, где успешно ведется системная работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, мягкая игрушка, выполненная в разных техниках, кружево, вышивка, оригами и многое другое. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую детей и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать жилища расписными подносами и шкатулками и другими изделиями народного творчества, потому что народное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы. Оно тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер всегда привносит что-то новое в свою работу.
                         Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют с деревянными расписными матрешками, глиняными фигурками, мягкой игрушкой, сделанной своими руками. Искренность, сердечность, радушие – вот качества, которые раскрываются в детях при соприкосновении с народным прикладным творчеством. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу.

Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из глины или дерева и других видов материалов. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в саду, поле.
                  Творчество - процесс, требующий тактичного, тонкого подхода взрослого, обеспечивающего положительный эмоциональный настрой ребенка. Творчество – это самое прекрасное в человеке, оно дает самые возвышенные радости. Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности.
                    Занятия творчеством - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, в живописи, графике, произведениях декоративного искусства, потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации и многом другом. Чем богаче впечатления детей, чем богаче и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, и их собственные работы будут более разнообразными, интересными и выразительными. Важное качество детского творчества —искренность, без него все другие достоинства творчества теряют свое значение. Обеспечить искренность может только творчество, возникшее у ребенка самостоятельно, из его внутренней потребности. Систематические занятия декоративным творчеством, общение с прекрасными, яркими творческими работами закладывают прочную основу его дальнейшего духовно - нравственного воспитания.
                       Изучение и творческое осмысление русского народного творчества - одна из самых важных задач, стоящих перед педагогами Центра детского творчества. Развитие художественных творческих способностей детей, их интересов и склонностей мы видим на примере различных выставок художественного творчества. Экскурсовод на выставках и педагоги на занятиях
знакомят детей с предметами народного творчества, которые влияют на развитие детского творчества, воспитывают в детях потребность к созданию красивых вещей. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.                                       Творчество для ребенка это процесс формирования замысла и воплощения его в работе, дети знакомятся со всеми цветами и оттенками. В беседах с детьми развивается чувство композиции. Занятия творческой деятельностью вызывает у них массу положительных эмоций, хорошее настроение и огромное желание творить.
                          В настоящее время важно сохранить богатство художественных традиций, при этом не просто рассказать о назначении и практическом использовании определенного предмета, а познакомить ребенка с великой культурой русского народа, раскрыть его духовное и нравственное богатство.
Большой эффект в духовном развитии школьников, в их эстетическом воспитании дает знакомство с декоративно-прикладным творчеством народных мастеров.
                          Большим интересом пользуются городские тематические выставки «Игрушка года», «Новогодняя игрушка». Мир игрушки удивительно многообразен, здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, скульпторами, дизайнерами.
                            Игрушки сегодня - это и популярные «актеры» театра, герои многих спектаклей, мультипликационных фильмов, телепередач. Мы дарим их как сувениры, памятные подарки. В тесном повседневном общении с ними мы забываем о том, что игрушки существуют с незапамятных времен, являясь частью народной культуры. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества, техники и искусства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - Природы, работали с природными материалами. Игрушка служила охранительницей рода, «оберегом ребенка». Маленькие куколки-закрутки - хранительницы очага, символ добра и благополучия, должны были быть в каждом доме. В старину такие обереги мастер или матери для младенцев, чтобы уберечь их от злых духов. Кукол дарили и невестам на свадьбах как символ плодородия и  хозяйственности.       Считается, что оберегом может стать любая вещь, выполненная своими руками и с душой.
                          Выставка игрушки - настоящий праздник детской фантазии, волшебное время детства, время образов и ярких красок. Она стала традиционной и проводится ежегодно, интерес   к ней не ослабевает.                                             Спонсорами проведения выставок становятся многие предприниматели и финансовые учреждения города. Перед новогодними праздниками выставочный зал Центра превращается в сказочное царство.  Игрушки, сделанные своими руками, несут тепло души их авторов. Выражению творческой фантазии детей нет предела, все работы выполнены с любовыо. Яркие красочные новогодние игрушки из бумаги, картона, фольги: мягкие игрушки из меха и ткани, новогодние елки, украшенные игрушками ручной работы, игрушки, выполненные из глины в технике мелкой пластики. Много восторженных слов было сказано в адрес авторов, написано множество отзывов о проведенных выставках.
                            Одним из важнейших направлений эстетического воспитания и образования детей является привлечение их к занятиям изобразительной деятельностью. Изобразительное творчество детей - один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный мир и проявляет свое отношение к нему. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к миру вокруг себя и имеет неоценимое значение для всестороннего нравственного, умственного и духовного развития детей. Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания ребенка. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Привлечение ребенка к рисованию, лепке и другим видам творчества формирует его способность различать гаммы цветов, формы, линии, контуры. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства цвета, ритма – компонентов эстетического вкуса. Цвет, колорит, являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и детском творчестве. Ребенок впечатлителен, эмоционален и вместе с тем пластичен. Он отдает предпочтение яркому цвету, делая тем самым попытки выразить свое эмоциональное отношение к предметам. Он обращается к эстетической стороне предметов главным образом из-за любопытства, познавательного интереса. Ребенок чувствителен к воздействию слова, красок.
                             При знакомствах с выставочными экспозициями проводится целенаправленное развитие чувства цвета путем обеспечения восприятия цвета, цветосочетаний. Вызывается эмоциональная отзывчивость ребенка на цвета и их сочетания, развивается умение ребенка проводить оценку цветового решения  изображения и использования цветосочетания.
                             В беседах с детьми об изобразительном искусстве происходит ознакомление с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой), где в доступной для них форме раскрываются такие понятия, как пейзаж, натюрморт, портрет. Беседы содействуют обогащению духовного мира школьников, воспитывают любовь к этому виду творчества. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для учащихся, так как она имеет возможность передать свои впечатления об окружающей
действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает чувство радости и удивления. Ребята учатся видеть многообразие линий, форм, определенный цветовой колорит, композицию.
                               В ходе проведения экскурсий по выставкам детского рисунка «Мир полон ярких красок», «Рисунок поздравление», «Я знаю, что такое счастье», « В гостях у светофора» - создаются благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
 Таким образом, культурно-эстетическое, духовно-нравственное воспитание и образование, формирующееся при знакомстве с выставочными экспозициями, содействует развитию у детей эстетических эмоций, способности чувственно воспринимать окружающий мир, природу.
                              Природа - прекрасный воспитатель молодого поколения, она оказывает глубокое влияние на развитие эстетических чувств, духовно-нравственных основ личности ребенка. Богатство окружающей среды вызывает и у детей, и у взрослых чувство радостного удивления. В многообразной красоте ее заложены неисчерпаемые возможности для воспитания детей. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе.
                              Природа - это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Окружающий мир разнообразит работы ребят, наполняя их все новым и новым содержанием. Посещая выставки детского творчества, ребята и взрослые знакомятся с ним через его детское восприятие. А это всегда яркие, интересные события и явления вокруг нас. Изображая природу, дети испытывают эстетические чувства. Природа служит мощным средством эстетического воспитания. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве, и запечатленная в чувствах и мыслях проносится через всю жизнь человека. Природа - источник творческого вдохновения не только взрослых авторов, но и юных дарований. Сколько фоторабот демонстрировалось в экспозициях выставок нашего выставочного зала, в которых лето сменялось осенью, зимой и весной!
 В ходе проведения экскурсий постоянно проводятся аналогии между представленными на выставке детскими творческими работами и явлениями природы, предлагается детям вспомнить теплый летний дождь, радугу и капельку дождя, отражающую и себе частичку голубого неба и многоцветие радуги. Детям предлагается вспомнить яркие образы растительного и животного мира.
                                С большим успехом в выставочном зале нашего Центра проходят выставки поделок из природного материала «Осенние забавы», участниками которых стали воспитанники ДОУ города и эколого-биологического отдела Центра.
                               Флористы создают гамму красок с помощью растений, цветов, трав и другого природного материала. Художественные работы, выполненные в технике флористики, призваны своим цветом и формой, внести разнообразие и индивидуальность в домашний интерьер, создать положительный психологический настрой. Множество детских работ подобной тематики экспонировались в зале. Это одно из множества направлений творческой деятельности коллектива декоративно-прикладного творчества (руководитель. Абдуллина Н.Ф.), «Природа и фантазия» (руководитель Помыкалова В.И.). В поделках используются шишки, семечки, семянки, скорлупа ореха и  многое др.
                          Прекрасный мир природы раскрывается в великолепных работах детей образцового коллектива фотостудии «Трехгорье» - участников и призеров многих международных, региональных и областных фотовыставок. Фотоработы Русаковой Анны, Жуковец Ольги, Пугачевой Светланы, Кочнева Павла, Евсеевых Анастасии и Елены помогают увидеть мир природы, ее прелесть и красоту и в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в осеннем цветовом разнолесье, и в ярких красках заката. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Фототворчество делает людей духовно богаче.
Красной нитью через все выставочные экспозиции проходит работа по развитию художественного вкуса и повышению уровня культуры детей. Уже с раннего возраста у ребенка развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту. Эстетическое воспитание, являясь одним из факторов всестороннего развития личности, признано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по «законам красоты».
                           Все формы художественного воспитания достигают цели лишь при создании условий, способствующих проявлению и росту творческих способностей ребенка. Художественное полноценное восприятие искусства - это активная и достаточно сложная деятельность, которой нужно учить детей. Поместив ребенка среди произведений искусства и народного творчества, вряд ли можно надеяться, что он самостоятельно вырастет художественно - образованным человеком. Мир культуры устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого. Он откроет ребенку язык искусства, поможет включиться в культурный диалог. Через положительную мотивацию, интересы и потребности подростков в различных видах творческой деятельности, происходит социальное развитие личности.
Ведь творчество является средством социализации ребенка.
                             Таким образом, культурно-эстетическое, духовно-нравственное воспитание и образование, формирующееся при знакомстве с выставочными экспозициями,  содействует развитию у детей эстетических эмоций, способности чувственно воспринимать окружающий мир, природу. Помогает освоению учащимися культурных операций или действий (восприятия, оценки, анализа, суждения) по отношению к представленным эстетическим объектам, расширению и обогащению познавательных способностей и ценностных ориентаций, активизации способности личности к творческому созиданию.
Это прослеживается на примере большого количества выставочных работ,
представленных на разнообразных выставках Центра с участием воспитанников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ города. Это все работает на формирование духовно богатой и гармонически развитой личности.
                           Организатор выставки в каждой беседе с детьми излагает материал в доступной форме ярко, живо, эмоционально, используются игровые приемы, вызывая у детей радость при знакомстве с прекрасным, и желание скорее взяться за карандаш, глину, иголку, нитку и т.п. Необходимо иметь навыки оратора, педагога-организатора, артиста, чтобы овладеть вниманием посетителей.
                           Знакомство с детским творчеством обогащает посетителей выставок новыми знаниями, представлениями о мире, раскрывает его богатство и красоту, развивает эстетическое восприятие и воображение, способствует  развитию творчества.
                           Положительные эмоции, которые испытывает ребенок от того, что он сумел сделать, от того, что у него «получилось», развивают интерес к творчеству. На ребенка оказывают влияние не только его работы, но и работы, созданные другими детьми. Поэтому при проведении выставок детского творчества все очень внимательно рассматривается, анализируется, обсуждается с детьми, что и как нарисовали, слепили, сделали ребята, что получилось особенно удачно, красиво, что можно еще сделать, чтобы работа была еще интереснее. Для ребенка очень важно как окружающие относятся к его творчеству. Это важное условие для развития творческой деятельности ребенка. Как правило, дети не равнодушны к своим работам. Они их берегут, радуются, когда их работы обсуждаются с другими ребятами и вызывают интерес у посетителей.

                            Миссия по пропаганде и рекламированию творчества юных горожан Трехгорного возлагается на МКОУ ДОД «Центр детского творчества». Декоративно-прикладное традиционное народное творчество стало для нашего выставочного зала предметом сбора и показа. Ежегодно в Центре проводится 6-7 тематических выставок, на которых представляют свои работы воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся средних общеобразовательных школ города, Детской школы искусств, Детского дома, и просто жители города и городов горнозаводской зоны.
                            Проведение традиционных тематических выставок «Игрушка года», ежегодных отчетных выставок коллективов Центра детского творчества, «Мир полон ярких красок», «Мастера города» и т. д. способствуют активизации творческой деятельности подрастающего поколения, способствует развитию интереса детей к декоративно - прикладному и художественному творчеству, выявлению и поощрению талантливых детей и подростков. В каждом проводимом конкурсе участвует от 100-180 до 300 детей. В экспозициях обычно от десяти  до пятнадцати коллективных работ.
 Ежегодно коллективы ЦДТ устраивают в выставочном зале яркое и красочное представление работ декоративно-прикладного и художественного творчества.
                             Предназначение художественного образования - оказывать влияние на духовно - нравственное воспитание средствами искусства. При этом дизайн не относят к видам искусства. Однако можно утверждать, что детский дизайн (как специфическая разновидность творчества) тоже способствует духовному совершенствованию личности. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно или негативно формирует чувства и эмоции, манеру поведения и общения, характер деятельности и творчества. Значит и дизайн вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. В этом и заключается установка на включение дизайна в общую культурную сферу.
                              Интересные и необычные, фантазийные и фантастические модели одежды представляют творческие коллективы: творческая мастерская «Фантазия» (руководитель Терпугова Л.) и студия молодежной молы «Каприз» (руководитель Баранова О.). Их коллекции одежды «Кошки», «Истоки», «Парад планет», «Торжество мира», «Мой город», «Бабушкин сундук», «Дыхание Востока», «Брошенные куклы», «Лебединое озеро» и др. всегда пользовались необычайной популярностью и с удовольствием рассматривались девочками и преподавателями технологии школ города и Центра образования.

                             На выставках творческих работ детей, обучающихся в коллективах художественно - эстетического и декоративно - прикладного профилей, которые проводятся в Центре детского творчества ежегодно, посетители отмечают развитие творческих способностей детей и таких возможностей творческой энергии, как самостоятельность, фантазия, воображение. Об этом свидетельствуют
все более интересные экспозиции отчетных выставок, основу которых составляют работы повышенной сложности исполнения и все более интересного содержания. Знакомство с работами ребят, взаимная радость общения, помогают открыть каждому каждого. Увидеть его ценность, важность и уникальность. Такие психологические состояния может дать только творчество. Считаю, что хорошее сотрудничество сложилось за годы работы с преподавателями технологии школ города Мурадян Т.И., Кузнецовой О.Н., Дорониной О.С., Нагорновой Е.А., Павловской О.И. Учащиеся школ участвуют практически во всех проводимых в выставочном зале выставках.
Хорошие творческие отношения связывают Центр детского творчества с МБОУ ДОД «Детская школа искусств». Традиционны городские выставки детского рисунка «Мир полон ярких красок» и мелкой пластики учащихся Детской школы искусств, а также отчетные выставки воспитанников школы искусств. К юбилею города ДШИ порадовали выставкой «Подарок любимому городу». Преемственность прослеживалась в выставке педагога, члена Московского объединения художников «Международный художественный фонд», члена Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Международной ассоциации АИАП ЮНЕСКО Абрамсон Э.В. «Учитель и ее ученики».  
24 выпускника последовали по творческому пути своего педагога.
              Рисунки детей почти всегда отражают события, связанные с их
повседневной жизнью, сюжетами из сказок и мультипликационных фильмов, а также плоды собственных фантазий ребенка. Посмотрев на рисунок ребенка можно узнать, чем он интересуется, судить о его общем развитии. Знакомство с работами детей на выставках детского рисунка развивает у посетителей художественный вкус, творческое воображение, приучает их видеть прекрасное в жизни и искусстве, прививает детям изобразительные умения и навыки: правильное композиционное построение рисунка, наложение светотени, изображение перспективы рисунка и его колорита.
  На экскурсиях обращается внимание на практическое значение рисунка в жизни человека, умение пользоваться им в трудовой деятельности и художественном творчестве.
              Глина - энергетически теплый материал, подаренный самой природой, очень пластичный и экологически чистый. Керамика Детской школы искусств уже заявила о себе на многих региональных и международных выставках. Учащиеся ДШИ частые гости нашего зала, они участники всех городских выставок. Детям предоставляется уникальная возможность заняться интересным делом, ведь это так увлекательно - воплотить в глине свои сны и мечты, иметь возможность импровизировать, а не заниматься копированием на тему народной игрушки. Процесс лепки помогает раскрыть характер детей. Художественная деятельность учащихся находит самые разнообразные формы выражения: игровые композиции, керамические панно, тарелки. Очень интересны и привлекают к себе внимание зрителей необычным композиционным решением работы учащихся из класса педагогов Абдуллина А. А., Абрамсон Э.В. и Быковец В. Б.. Работы настолько привлекают и завораживают посетителей, что всегда трудно определить лучшие.
                   При проведении экскурсий делается акцент на взаимосвязи детского творчества и жизни детей. В своих работах дети опираются на свой жизненный опыт, делятся своими чувствами и переживаниями, что вызывает наибольшую эмоциональную отзывчивость посетителей детских выставок. Творческие работы ребят радуют содержательностью, красочностью, фантазией, разнообразием и фантастичностью. Дети, особенно младшего возраста, каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Окружающее вызывает много положительных эмоций и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и привлекло к себе взор. И весь этот увлекательный мир дети стремятся передать в своем творчестве возможностями рисования, лепки, аппликации и других видов творческой деятельности.
                  Дети любят создавать свои работы на темы сказок, рассказов, стихотворений. Эти темы всегда находят живой эмоциональный отклик у посетителей выставок, а выдумка и фантазия у детей безгранична. На выставках разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве.
                    Выбор детской работы для демонстрации на городской выставке детского творчества укрепляет веру ребенка в свои силы, дает ему стимул для преодоления трудностей, повышает интерес к жизни и желание творить. Дети, непосредственным образом участвующие в создании экспозиции,  получают возможность «работать» с предметом (трогать, исследовать), проявлять себя в творчестве (мастерить, шить, выжигать, лепить и т.д.).
Определенное место в работе выставочного зала уделялось и творчеству взрослых авторов, ежегодно демонстрировалась интересная по творческим замыслам экспозиция взрослых авторов «Мастера города». Эта выставка стала традиционной.
           При посещении этой выставки ребята изучают русскую художественную
традицию в предметах народного творчества. Богат перечень направлений и техник, в которых работают мастера, разнообразны и материалы, используемые в их работах.
Важная роль в процессе воспитания ребенка всегда отводится семье. Посещение детских выставок детьми, вместе с родителями, бабушками и дедушками, их взаимное общение, совместное обсуждение творческих работ, несомненно, играет большую роль для установления взаимного контакта, выяснения творческих наклонностей ребенка. Положительный эмоционально-нравственный климат в беседах родителей с детьми, обмен впечатлениями, состояние радости, улыбки на лицах ребят положительно влияют на их духовное развитие.
Посещение выставок и участие в них - все это оказывает благотворное влияние на личность воспитанника. Вообще очень важным для эмоционального благополучия ребенка является очень бережное, уважительное отношение к продуктам его творчества. Необходимо всегда находить что-то хорошее и интересное в произведении ребенка, за что его можно похвалить. Это помогает в ходе беседы установить с детьми взаимопонимание, теплые доверительные отношения, приблизиться к ребенку, повести разговор с ним на языке сердца. Детские работы должны «жить», детям важно знать, что они востребованы.

Экспозиции выставочного зала пользуются большой популярностью среди

педагогов, детей и жителей города. Выставочный зал посещают и воспитанники детских дошкольных учреждений города, и педагоги всех образовательных учреждений, воспитанники школы искусств, все являются не только постоянными посетителями выставок, но и активными их участниками. На сотрудничество с ЦДТ охотно отзываются мастера прикладного творчества города и области.
                  Каждый учебный год в выставочном зале организуется 6-7 ярких выставок, количество посетителей  каждой выставки достигает от 400 до 900 человек во время проведения экскурсий, сохраняется постоянный интерес к выставочным экспозициям у жителей города (количество посетителей выставок достигает  около 4000 человек в год). Если взять любой из годов работы выставочного зала и провести анализ, то интерес к выставочным экспозициям и посещаемость практически не снижается.

                  Сравнительный анализ общего числа выставок и общего количества посетителей показывает, что их число за  учебные годы оставались примерно одинаковыми, менялись лишь экспозиции, в рамках проводимых тематических выставок и предлагались новые.
                   Например, выставка к 60-летию Великой Победы «Спасибо деду за Победу!», «Наследники Великой Победы», «Отчетная выставка МКОУ ДОД «Детская школа искусств», выставка декоративно-прикладного творчества МОУ ДОД «Центр юных техников» г. Златоуста, выставка частной коллекции музыкальных инструментов (г.Трехгорный-1) Ковтун Е., выставка мелкой пластики и пластилинопластики МОУ ДОД «Детская школа искусств», фотовыставка ТРК ТВС «Детское фотолето», выставка частной коллекции фарфоровых кукол, выставки детского рисунка «Рисунок-поздравление», «Я знаю, что такое счастье», «Дай себе шанс!» в рамках акции «Мир против наркотиков»,  выставка художественной вышивки «Рисуем нитью», выставка частной коллекции текстильных кукол. Юбилею МКОУ ДОД «Центр детского творчества» были посвящены выставка «Творческие семьи Центра детского творчества», а также экспозиция декоративно-прикладного творчества «Детство. Творчество. Фантазия.» Особый интерес вызвала выставка декоративно-прикладного искусства студии художественного текстиля «Кускар» г.Уфы «Приди, весна, с радостью» и выставка «Чудесный край благословенный» детских объединений г.Уфы. Демонстировалось творчество детей и взрослых г.г.Усть-Катава, Катав-Ивановска, Юрюзани, Трехгорного-1и многое др. Основной задачей при проведении выставок декоративно-прикладного и художественного направлений творчества являлась пропаганда данных видов творчества среди воспитанников ДОУ, учащихся школ и взрослого населения города. После посещения выставок детям дается возможность еще раз продумать увиденное и провести свободную беседу по увиденному, составить аннотации на особо запомнившиеся работы, написать отзывы. А на уроках педагог может предложить учащимся написать сочинение о посещении детского выставочного зала. В учреждении дополнительного образовании дети воспитываются, осваивая духовное богатство народной культуры и традиций, источники нравственности и таинства ремесел; это укоренение ребенка во всем лучшем, что накоплено гением своего и других народов; это поиск смысла жизни, идеала добра, любви и красоты. Люди, у которых слабо развиты навыки даже репродуктивной деятельности, являются потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от их способностей приобщать к творческой деятельности.

                           Проводимая в нашем Центре выставочная работа, способствует формированию у детей художественного вкуса, а тематические выставки определенных морально-этических качеств. Выставки оказывают на детей сильное впечатление, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. У каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус и элементарные навыки творческой деятельности.  Экскурсии расширяют кругозор детей, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.
 Вся работа выставочного зала направлена на развитие интереса детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством и побуждению детей к самостоятельной творческой деятельности. В ходе проведения экскурсионной работы постоянно идет развитие творческой фантазии, творческой активности детей, развивается их желание участвовать в городских выставках декоративно-прикладного и художественного творчества. Это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целыо развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства. Посещая выставочный зал, где им предлагаются разнообразные экспозиции детских творческих работ, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, знакомятся с разными видами художественной и декоративно-прикладной творческой деятельности. Это вызывает у них чувство удовольствия, заинтересованность, радостные переживания, воспитывается сознательное восприятие прекрасного.
При знакомствах детей с экспозициями выставок активно используются игровые приемы, а беседы способствуют проявлению детского воображения, пробуждают ассоциации увиденных работ с явлениями окружающего мира.
Во время демонстрации выставочных экспозиций мастеров прикладного
творчества и проведении дней народной культуры организуются мастер-классы для преподавателей технологии и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений города. Так были организованы мастер-классы по бумагопластике, бисероплетению, росписи на тарелочках, изготовление куклы-закрутки, тестопластике и другим техникам. Мастер - классы проводили педагоги прикладники г. г.Усть-Катава, Златоуста, силами наших педагогов, каждый из них собирал более 50 человек, желающих освоить данные техники.
                    Можно смело сказать, что каждая выставка, организованная в Центре детского творчества, оказалась для ребенка, да и взрослого, импульсом, той солнечной вспышкой, которая озарила душу, пробудила творческое начало, и вдохновила на прекрасные слова. Об этом говорят многочисленные отзывы о творческих выставках детей и взрослых авторов.
                            Все задачи, которым подчинена работа выставочного зала, преследуют выполнение обшей цели воспитания - создание благоприятных условий для разностороннего развития личности ребенка.
Можно с полной уверенностью сказать, что экскурсионно-выставочная работа, наряду с другими направлениями работы Центра детского творчества, способствует:
·                                          повышению познавательного уровня детей;
·                                          формированию духовно-нравственных основ личности ребенка;

·                                          эстетическому воспитанию ребенка, обогащению его духовного мира,

развитию художественно-творческого потенциала его личности;
·                                           развитию художественного вкуса и повышению уровня культуры ребенка;

·                                           пропаганде художественного и народного декоративно-прикладного

творчества среди воспитанников ДОУ, учащихся школ и других образовательных учреждений, взрослого населения города;
·                поддержанию и развитию детского творчества и одаренных детей;


  • ·                формированию и развитию интереса к творческой деятельности; развитию творческого воображения и фантазии, более совершенных форм восприятия мира;
  • ·                организации сотрудничества;


  • ·                созданию условий для формирования у каждого ребенка собственных представлений о самом себе и окружающем мире;
  • ·                развитию у детей умения видеть прекрасное в обыденном, стремлению к  радости и красоте; созданию атмосферы  праздника,  радости в процессе общения.
                         Считаю необходимым отметить, что задача по пропаганде и рекламированию детского декоративно-прикладного творчества в городе, реализуется в работе выставочного зала МКОУ ДОД «Центр детского творчества».
Фотографии с творческих выставок декоративно-прикладного и              художественного творчества смотрить  на блоге  педагога
petukhuva.blogspot.ru
Список использованной литературы
1.Актуальные проблемы современной культуры детства; Сборник научных материалов (под редакцией  В.С.Русановой – Челябинск: ЧГАКИ,2003-200с.
2.Алексеева Л.И. Чудо – кисточка ( Внешкольник №10 -11, 1999 – 17с.
3.Бабанский Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студентов. – М. Просвещение,1988 – 199с.
4.Бельский В.М., Красовитова Ю.Г. Программа средней образовательный
школы «Эстетическое образование, развитие и воспитание» Челябинск,2002г. – 110с.
5.Березина В.А. Состояние, проблемы, перспективы развития (Внешкольник №2,2006 – 3с.
6.Ванслова Е.Г. О Всероссийском семинаре «Музей и подрастающее поколение» - Внешкольник№5,2006. – 13с.
7.Виноградова А.М. Книга для воспитателя детского сада. – М. Просвещение.2005 – 8с.
8.Гиевская В.А. Взаимодействие музея и школы в развитии способности
детей понимать искус

Комментариев нет:

Отправить комментарий